СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛИДЕРОВ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

— Ю. А. Бровкина, Т. Ю. Базаров
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10. Вып. 1. С. 73–91.
Фото: Jonathan Borba / Unsplash
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций лидеров российского бизнеса, представляющего собой первый этап научного исследования, ставящего своей целью оценить лидерский потенциал российского предпринимательства и сделать вывод о готовности российского бизнеса к процессу перехода к цифровому сообществу. В основе механизма оценки лидерского потенциала лежит ситуационно-ролевая модель лидерства, основанная на теории поля Курта Левина. В ходе интервьюирования предпринимателей и топ-менеджеров крупных компаний, были сформулированы гипотезы относительно базового набора ценностных ориентаций лидеров и их влияния на стили лидерства. Эмпирическое исследование ценностных предпочтений представителей российского бизнеса было проведено в 2018 г., в нем приняли участие 117 респондентов. Опрос проводился онлайн с помощью сервиса Google Forms. Собранные данные были подвергнуты корреляционному анализу (методом Пирсона) и иерархическому кластерному анализу (методом Уорда). Интервьюирование респондентов, у которых были выявлены устойчивые коррелирующие группы ценностных ориентаций, позволило выявить типовые ситуации в бизнес- среде, разработать ситуационно- ролевую модель лидерства и сформулировать описание четырех базовых стилей лидерства. В целом результаты исследования подтвердили гипотезы о существовании устойчивых корреляций базовых ценностных ориентаций, определяющих профили выделенных стилей лидерства. Численность некоторых выявленных групп параметров невелика (в частности численность группы, обладающей общими признаками профиля инновационного стиля лидерства, составляет 5 человек, т. е. 4% от численности респондентов), что может свидетельствовать как о недостаточно точном определении совокупности ценностных ориентаций, описывающих данный стиль лидерства, и несбалансированности самого опросника, так и об отсутствии респондентов, обладающих данным стилем лидерства. В дальнейшем планируется расширение выборки исследования за счет проведения опросов лидеров в сегменте некоммерческих организаций (НКО) и социального бизнеса, а также проведение второго этапа, предусматривающего полноценное тестирование на определение стиля лидерства и выборочные глубинные интервью с респондентами в целях верификации корреляции между выявленным стилем и средой, в которой лидеры осуществляют свою деятельность.

Ключевые слова: российская элита, ценностные ориентации, лидерство, цифровая экономика, ситуационно-ролевая модель, стили лидерства.

Тема лидерства в настоящее время является одной из самых обсуждаемых в научном и прикладном контексте. Основные тренды, оказывающие существенное влияние на процесс формирования новых социокультурных феноменов, включают в себя демографический рост численности населения, технологическое развитие на фоне четвертой научно-технологической революции, рост плотности информационного потока и объема накопленных человечеством знаний, рост интенсивности коммуникативного потока. За первые два десятилетия XXI в. социокультурная среда существенно изменилась, приобретя такие черты, как комплексность (сложность), нестабильность и когнитивная сверхнагрузка. Понимание социального феномена лидерства, соответственно, также подверглось трансформации.

Известно несколько различных подходов к определению феномена лидерства, но на данный момент ни одна из традиционных моделей не отвечает в полной мере требованиям цифрового общества. Во второй половине XX в. наиболее значимыми были три подхода — поведенческий, ситуационный и ролевой. В середине XX в. появились различные поведенческие теории стилей управления [1−3]. Поведенческая модель затрагивает прежде всего интерперсональное взаимодействие между лидером и членами команды в той части, которая связана с делегированием полномочий, источником власти и фокусированием лидера на решении задачи или на человеческих отношениях внутри команды. Позже стали активно развиваться теории, основанные на ситуационном подходе [4; 5]. Отличительной особенностью ситуационного подхода является смещение фокуса внимания в сторону объекта воздействия и среды и учет двух факторов: состояния и степени сложности организационной среды и состояния объекта воздействия (подчиненного или команды). Ролевая модель появилась в конце XX в. [6−8]. Ее отличительная особенность в отличие от поведенческой и ситуационной — применение функционального подхода, при этом фокус внимания при описании ролевых моделей находится на субъекте воздействия в большей степени, чем на объекте и окружающей среде.

В настоящее время ни один из традиционных подходов к определению феномена лидерства не позволяет учесть всех аспектов взаимодействия лидера и внешней среды в условиях цифрового общества. При переходе от постиндустриального общества к цифровому наибольшей трансформации подверглись организационная среда, объект воздействия (нестабильность и динамический характер социальных систем, являющихся объектами социального воздействия) и возможные формы воздействия (ролевые модели лидера), поэтому для описания феномена лидерства в цифровую эпоху наиболее релевантным представляется ситуационно-ролевой подход. В. С. Мерлин предложил ввести понятие стиля лидерства, представляющего собой связующее звено между персональным и социальным, объединяющего ролевой и ситуационный подходы и позволяющего сохранять фокус внимания при исследовании феномена лидерства как на субъекте, так и на объекте и на организационной среде [9]. Именно этого концептуального подхода мы и будем придерживаться в дельнейшем.

При формировании концептуальной модели феномена лидерства и разработки классификации стилей лидерства необходимо учесть современные тренды в научно-исследовательской деятельности в области социальной психологии. На фоне усложнения окружающей среды и ускорения социальных процессов мы наблюдаем смещение фокуса внимания с субъекта на объект воздействия и окружающую среду и усиление внимания к распределенному адаптивному лидерству. Еще Фредерик Лалу писал о том, что если при низком уровне сложности среды и решаемых задач компания нуждается в иерархии, то при высоком уровне — в распределенном управлении [10]. Концепции развивающейся организации П. Сенжа выделяет как одну из ключевых характеристик лидерства в условиях цифрового общества адаптивность к изменениям внешней среды [11].

Ричард Дафт в основу своей классификации стилей лидерства положил ситуационный подход и предложил использовать два ключевых критерия для классификации — размерность групп (сообществ) и стабильность среды [12]. Он выделял микро- (малые группы) и макро- (коллективы, массы) уровни социального воздействия, а также предложил разделять стабильную и изменчивую среды. Целое направление в изучении феномена лидерства, учитывающее фактор комплексности среды и основанное на ситуативной концепции и теории диссипативных систем (Complex Adaptive Leadership), появилось в начале XXI в. [13−17].

ПРОДОЛЖЕНИЕ публикации ЧИТАЙТЕ в PDF-файле

© ЛАБОРАТОРИЯ ПЕРЕГОВОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, 2020