В отечественной и зарубежной психологии множество исследований посвящены изучению психологического времени, в частности, такого феномена, как «временная перспектива» (Березина, 2011; Болотова, 1995; Головаха, Кроник, 1984; Нестик, 2015; Carstensen, 1991; Gonzalez, Zimbardo, 1985; Lewin, 1942; 1943; Nuttin, Lens, 1985). Несмотря на большое количество научных работ, изучение проблем временной перспективы в контексте организации с учетом возрастных изменений работников по-прежнему остается актуальным. В настоящее время существенно возросло внимание исследователей к связи феномена временной перспективы и изменений, связанных с возрастом (Bluedorn, Ferris, 2004; Mello, Worrell, 2006). Однако в большинстве случаев используются психологические инструменты, теоретическая основа которых не учитывает ограниченность жизни индивида, которая также влияет на способы мышления и поведения (Bluedorn, 2002; Zimbardo, Boyd, 2015).
Динамика возрастных границ рабочей силы в 21 веке вызвала повышенный интерес исследователей к проблемам, связанным с особенностями поведения «возрастных» работ- ников, и к возможностям продуктивного перераспределения человеческих ресурсов на рабочих местах (Warr, 2001; Farr, Ringseis, 2002; Kanfer, Ackerman, 2004). В связи с этим, чтобы точнее предсказать рабочий цикл или удобное время для выхода на пенсию, актуальными становятся следующие вопросы: как человек оценивает свое оставшееся время, на что работник преимущественно обращает свое внимание — на возможности или на ограничения. Зарубежная методика немецких психологов Х. Цахера и М. Фрезе «Профессиональная временная перспектива будущего» (Occupational Future Time Perspective, OFTP), учитывающая возрастные изменения людей, позволит нам сделать шаг вперед на пути исследования данного феномена в отечественных организациях.
Концептуальной альтернативой теориям, не учитывающим ограниченность жизни индивида, является теория социо-эмоциональной селективности Лоры Карстенсен. В этой теории ключевую роль в выборе и достижении социальных целей играет восприятие времени индивидом. Социальные мотивы делятся на приобретение знаний (the acquisition of knowledge) и регуляцию эмоций (regulation of emotion). Если время воспринимается как неограниченное (open-ended), то приоритет отдаётся целям, связанным со знаниями. Если время воспринимается как ограниченное (limited), то предпочтение отдаётся целям, связанным с эмоциями. С возрастом по причине осознания ограниченности времени происходит сдвиг целей с ориентации на знания в сторону эмоций. Ограниченная временная перспектива будущего усиливается благодаря осознанию субъектом собственной смертности. В этом случае имеет значение не хронологический возраст, а осознание человеком конечности времени своей жизни, которая мотивирует его к изменениям (Carstensen, 1991; Carstensen, Isaacowitz, Charles, 1999). На основе теории социо-эмоциональной селективности был разработан теоретический конструкт «Временная перспектива будущего» (Future Time Perspective, FTP) (Carstensen, Lang, 1996). «Временная перспектива будущего» учитывает возрастные изменения и ограниченность времени индивида. Данный конструкт показывает, как человек воспринимает свою временную перспективу будущего — как ограниченную или неограниченную.
Психологи из Калифорнийского университета Р. Кейт и О. Джон доказали, что инструмент FTP показывает также другие два свойства: «Фокусирование на ограничениях» или «Фокусирование на возможностях». Индивиды, сфокусированные на возможностях, воспринимают будущее время своей жизни позитивно, концентрируются на планах, целях и возможностях своего оставшегося времени. Люди, которые фокусируются на ограничениях, наоборот, встречают больше препятствий на своём жизненном пути (Cate, John, 2007).
Немецкие психологи Ханнес Цахер и Михаель Фрезе адаптировали опросник FTP для рабочего контекста и добавили в название слово «профессиональный» (occupational). Новая методика получила название «Профессиональная временная перспектива будущего» (Occupational Future Time Perspective, OFTP). Вначале она рассматривалась как двумерный конструкт. Первый фактор назывался «Оставшиеся возможности», второй — «Оставшееся время» (Zacher, Frese, 2009). Позже в структуре OFTP было выделено три фактора: «Фокусирование на возможностях» (Focus on Opportunities), «Оставшееся время» (Remaining Time) и «Фокусирование на ограничениях» (Focus on Limitations) (Zacher, 2013).
Цель данной статьи — проверить психометрические свойства русскоязычной версии OFTP. Для этого анализируется структура методики, конвергентная и дискриминантная валидность, а также ее внутренняя и ретестовая надежность. Выбор OFTP диктовался тем, что эта методика расширяет возможности исследователей, позволяя учитывать возрастные изменения и ограниченность временной перспективы будущего. Кроме того, ее легко использовать, она имеет ясную воспроизводимую факторную структуру, обладает высокой надежностью и имеет хорошие показатели валидности (Zacher, 2013).