КРИТЕРИИ ЛИДЕРСТВА

— Базаров Т. Ю.
ПостНаука, 27.11.2017
Фото: Jehyun Sung / Unsplash

Психолог Тахир Базаров о лидерских качествах, харизме и современных исследованиях лидерства

В рамках проекта «Банк знаний», созданного вместе с Корпоративным университетом Сбербанка и посвященного современным технологиям и новым компетенциям, о подходах практической психологии к изучению лидерства рассказывает Тахир Базаров, доктор психологических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова и научный руководитель Института практической психологии НИУ ВШЭ.
— Каковы критерии эффективности лидерства? Они связаны именно с эффективностью решения задач?

 — Да, первым критерием остается результативность действий группы, ее продуктивность. Второй критерий — удовлетворенность участников группы. Если подчиненные согласны двигаться дальше под руководством лидера, и неважно, сумасброд ли он или рационалист. Руководство должно приносить результат группе, а подчиненные должны чувствовать удовлетворенность как от результата, так и от способа его достижения.

Критерии эффективности распределенного лидерства, когда мы видим команду, состоящую из лидеров, требуют иного взгляда на успех. Такие команды способны выстраивать взаимодействие, чтобы каждому участнику предоставить возможность быть фасилитатором, а всей команде быть эмоциональным зарядом друг для друга. Люди внутри такой группы переживают ощущение счастья от того, что находятся рядом друг с другом, и при этом очень четко представляют вклад и результат каждого. Исследуя разные команды, я обратил внимание на то, чем отличаются группы, где наблюдается распределенное лидерство. У таких команд очень высокий уровень доверия друг к другу. Под доверием я понимаю свободу, которую один человек предоставляет другому, при этом взаимно контролируя друг друга (выглядит как предупредительность).

Здесь можно использовать метафору жизни внутри ежедневника своего коллеги. Взаимные движения настолько точно улавливаются и с точки зрения направления, и с точки зрения скорости, что исключается любая возможность столкновения. Внешне это выглядит как взаимная поддержка и абсолютная вовлеченность, но на самом деле это очень высокий уровень контроля своих действий и действий партнера ради общего успеха. Такая смесь из высокого доверия и высокого контроля дает возможность командам работать не просто слаженно, но и в развивающем стиле. Я это воспринимаю как синхронизированный, наполненный вниманием друг к другу танец людей, когда нет партитуры, нет заранее заданной музыки.

— Какую роль при этом играет харизма?

 — «Харизма» в переводе с греческого — «от бога». Первые исследования лидерства (а все они начались с изучения харизматического лидерства) предполагали, что у человека есть нечто, на что не может повлиять ни он сам, ни его окружение. «Что бог дал, с тем и будем иметь дело». С точки зрения современной социальной психологии правильнее говорить об аспекте эмоционального лидерства: харизматичные лидеры эмоциональны и за счет этого могут сильно влиять на других.

При анализе различных исследовательских подходов видно, что сначала выделялись люди, которые могут повлиять на других. Что значит «повлиять»? Они могут изменить чужую точку зрения, изменить жизненное движение, изменить реальное поведение другого человека или группы людей. Ключевое слово здесь — «изменить». Лидер всегда являлся неким ферментом, который обозначает границу разных индивидуальных ситуаций. Представим: у индивида был свой образ жизни, свои представления о ней и свой способ реализации смыслов. Вдруг появляется некто, кто меняет эти представления, меняет поведение и рисунок действий, и вот этот кто-то и есть лидер. Но сам лидер, начиная осознавать, что же он делает, движется не в сторону, как нам иногда кажется, понимания другого человека — он движется в сторону понимания самого себя. Потому что именно здесь он находит те силы, которые позволяют ему быть еще более влиятельным, чем он был до этого. Здесь трудно говорить, что первично, а что вторично. Но сама способность влиять иногда осознается как некий факт.

Человек, пока он не повлиял на другого, не знает о своих способностях. Но как только это произошло, для него событие становится предметом размышлений. Но самое главное, возникает некоторая особенная ситуация, которую хочется повторять. Оказав один раз влияние, человеку хочется воспроизводить это многократно, потому что он получает какое-то удивительное удовольствие, некий эмоциональный результат от того, что другой вдруг последовал за его волей. Влияние — это один из механизмов общения. Возможно, это даже ключевая способность индивида, которая проявляется еще в детстве. В наше время существует очевидная необходимость в развитии этой способности, которой обладает на самом деле любой человек. Просто не каждый может эту способность в себе реализовать.

Сегодня популярна идея трансформационного лидерства, в рамках которой большое внимание уделено переходам лидера и его подчиненных от стабильного состояния в нестабильное. Во всем мире психологи отмечают, что мы все больше имеем дело с нестабильными ситуациями, их сложно описать событиями в определенных рамках. Такие ситуации порождают новые тренды, дают новые варианты развития. Поэтому харизматичность и эмоциональность интересны с точки зрения интуиции — как фактор, помогающий ориентироваться в ситуации. Считается, что женщины справляются с этой задачей лучше мужчин. Это дает некоторым исследователям основание предполагать, что в ближайшие десятилетия число женщин на руководящих постах вырастет. Для решения непредсказуемых задач требуется развитая интуиция. В этом я вижу продуктивность современных харизматичных лидеров.

Можно ли измерить харизматичность? В 2008 году, когда наступил очередной кризис, мы с моими аспирантами провели исследование и на основании различных интервью вышли на формулу трех В. Первая В — воображение (в каноническом смысле этого слова). Успешные лидеры отличаются воображением, которое помогает им «переместиться в будущее», найти выход из проблемной ситуации и «вернуться в настоящее». Вторая В — внимание, которое можно определить как чувствительность к слабым сигналам. Хорошие лидеры могут не только запоминать имена людей, с которыми они разговаривали, но и улавливать тонкости в их разговорах, детали интонации, что учитывается при принятии решения. Третья В — воля, навык самоорганизации. Для развития этого качества для лидера важно хорошее понимание своего потенциала, способность совершить волевой поступок, часто вопреки общему мнению.

ПРОДОЛЖЕНИЕ публикации ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ ПОСТНАУКА

© ЛАБОРАТОРИЯ ПЕРЕГОВОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, 2020