ИА «Экзистенция»: Тахир Юсупович, как, по-вашему, развитие информационных технологий видоизменяет общение между людьми? Для чего необходимо современному человеку умение общаться?
Т.Ю. Базаров: Общение — это когда люди друг другу приятны, им друг с другом комфортно. C каждым шаговым движением нашей цивилизации, частицами которой мы являемся, разговор в виде живого общения становится, скорее, десертом, чем-то экстравагантным, на него уже нет времени. Эсэмэской можно, наверное, передать какие-то свои чувства, но они все равно приобретают характер «нечувственный», рациональный. Почему мы и движемся в сторону коммуникаций. Это обмен неким содержанием, которое ты можешь отрефлексировать. Коммуникация нужна как способ преодоления экзистенциального одиночества, в которое каждый человек время от времени попадает. Если на секунду задуматься, ведь это самая большая тайна: как люди вообще могут понимать друг друга? Я не уверен, что это разрешенный вопрос и даже когда-либо разрешимый. Каждый из нас конструирует мир самостоятельно и, хотя мы и берем некоторые культурные образцы, все равно эта картинка будет персональной для каждого. Такие картинки у разных людей совсем необязательно сходятся, чаще всего — нет. Именно тогда и нужна коммуникация. Это фантастически интересный процесс! Умение людей выстраивать коммуникацию хотя бы между двумя людьми превращается сегодня в профессию.
ИА «Экзистенция»: Могли бы Вы подробнее рассказать о таких профессиях и о том, как происходит это настраивание коммуникации?
Т.Ю. Базаров: Как облегчить коммуникацию между людьми, как сделать ее удобной и содержательной? Мне очень нравится тема фасилитирования. Как ведет себя фасилитатор, какой инструментарий использует. Например, язык — серьезный объект изучения, через его анализ можно многое понять, а, может, вообще все. Главное — чувствовать язык, работать с ним как с живым существом. Еще есть, так называемый, медиатор — посредник, помогающий сторонам настроить коммуникацию. Для меня медиативная функция в коммуникации — это создание такой среды, которая позволяет человеку становиться лучше, становиться собой (для меня это то же самое: как только человек становится самим собой, он автоматически становится лучше). Всегда есть содержательный предмет, по поводу которого возникает коммуникация. Долгое время я на это не сильно обращал внимание (как практикующий социальный психолог).
ИА «Экзистенция»: Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте установления коммуникаций.
Т.Ю. Базаров: В процессе организации коммуникации ты, как сапер, здесь нельзя ошибаться. Доверие к тебе состоит в твоей некоторой отстраненности от содержания: для тебя здесь нет ничего личного. Ты не проталкиваешь никакую личную идею. Идея у тебя одна: если правильно построен процесс коммуникации, всегда будет найдено лучшее решение между людьми. Качество этой идеи будет определяться только возможностями этих людей и твоим процессом фасилитирования. Я экспериментировал, конечно. Как-то однажды я оказался в армянской компании в Питере. Армянского языка я не знаю, но сказал хозяину, у которого был в гостях: «Пусть все говорят по-армянски». А он мне: «Ну, как же это так? Мне будет неудобно перед тобой, ты же не говоришь по-армянски». Я ему: «Ничего страшного, причем здесь разговор? Давай я буду понимать что-нибудь другое?». В общем, я его уломал. Гости общались, произносили тосты — обычная вечеринка. Когда в конце вечера выяснилось, что я не говорю по-армянски, мужчина, сидевший рядом со мной, говорит мне по-русски: «Подожди, как это ты не говоришь по-армянски, если ты произносил тост на армянском языке?». Я говорю: «Это — иллюзия. Я молчал вообще».
Еще была интересная ситуация. Выступает Иван Петренко, очень симпатичный мальчик, перед украинской аудиторией: он красиво говорит, очень аутентичен. Обожаю людей, которые красиво говорят на любом языке. В процессе его выступления вдруг ловлю себя знаете на чем? Я понимаю каждое слово, которое он говорит. На каком языке он говорит? Выхожу из состояния постижения к пониманию. На украинском. Думаю: «Нет, давай опять вернусь в состояние постижения, чтобы понимать, о чем он говорит». Каждое слово понимаю, при этом я точно совершенно не сошел с ума. Мне кажется, здесь что-то есть такое, с чем еще надо разбираться. С точки зрения желания, состояния, в которое человек может себя ввести, в хорошем смысле этого слова. В некотором смысле, он режиссер самого себя, он и рояль, и настройщик этого рояля.