ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ, СОЗДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДУХОМ

— Базаров Т.
Экзистенция, 14.03.2011
Фото: Brodie Vissers / Burst
В редакции ИА «Экзистенция» всегда рады гостям. Потому что гости нас всегда радуют. Тахир Юсупович Базаров, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ, научный руководитель Института практической психологии ГУ — ВШЭ, руководитель более 100 консультационно-исследовательских и свыше 300 тренинговых проектов, победитель Национального психологического конкурса «Золотая психея» в номинации «Личность года в психологической практике», порадовал очень интересной и полезной беседой, перевести которую в формат интервью было достаточно непросто. Надеемся, что информация, которой поделился с «Экзистенцией» Тахир Юсупович, будет также интересна и полезна нашим читателям.
ИА «Экзистенция»: Тахир Юсупович, как, по-вашему, развитие информационных технологий видоизменяет общение между людьми? Для чего необходимо современному человеку умение общаться?

Т.Ю. Базаров: Общение — это когда люди друг другу приятны, им друг с другом комфортно. C каждым шаговым движением нашей цивилизации, частицами которой мы являемся, разговор в виде живого общения становится, скорее, десертом, чем-то экстравагантным, на него уже нет времени. Эсэмэской можно, наверное, передать какие-то свои чувства, но они все равно приобретают характер «нечувственный», рациональный. Почему мы и движемся в сторону коммуникаций. Это обмен неким содержанием, которое ты можешь отрефлексировать. Коммуникация нужна как способ преодоления экзистенциального одиночества, в которое каждый человек время от времени попадает. Если на секунду задуматься, ведь это самая большая тайна: как люди вообще могут понимать друг друга? Я не уверен, что это разрешенный вопрос и даже когда-либо разрешимый. Каждый из нас конструирует мир самостоятельно и, хотя мы и берем некоторые культурные образцы, все равно эта картинка будет персональной для каждого. Такие картинки у разных людей совсем необязательно сходятся, чаще всего — нет. Именно тогда и нужна коммуникация. Это фантастически интересный процесс! Умение людей выстраивать коммуникацию хотя бы между двумя людьми превращается сегодня в профессию.

ИА «Экзистенция»: Могли бы Вы подробнее рассказать о таких профессиях и о том, как происходит это настраивание коммуникации?

Т.Ю. Базаров: Как облегчить коммуникацию между людьми, как сделать ее удобной и содержательной? Мне очень нравится тема фасилитирования. Как ведет себя фасилитатор, какой инструментарий использует. Например, язык — серьезный объект изучения, через его анализ можно многое понять, а, может, вообще все. Главное — чувствовать язык, работать с ним как с живым существом. Еще есть, так называемый, медиатор посредник, помогающий сторонам настроить коммуникацию. Для меня медиативная функция в коммуникации — это создание такой среды, которая позволяет человеку становиться лучше, становиться собой (для меня это то же самое: как только человек становится самим собой, он автоматически становится лучше). Всегда есть содержательный предмет, по поводу которого возникает коммуникация. Долгое время я на это не сильно обращал внимание (как практикующий социальный психолог).

ИА «Экзистенция»: Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте установления коммуникаций.

Т.Ю. Базаров: В процессе организации коммуникации ты, как сапер, здесь нельзя ошибаться. Доверие к тебе состоит в твоей некоторой отстраненности от содержания: для тебя здесь нет ничего личного. Ты не проталкиваешь никакую личную идею. Идея у тебя одна: если правильно построен процесс коммуникации, всегда будет найдено лучшее решение между людьми. Качество этой идеи будет определяться только возможностями этих людей и твоим процессом фасилитирования. Я экспериментировал, конечно. Как-то однажды я оказался в армянской компании в Питере. Армянского языка я не знаю, но сказал хозяину, у которого был в гостях: «Пусть все говорят по-армянски». А он мне: «Ну, как же это так? Мне будет неудобно перед тобой, ты же не говоришь по-армянски». Я ему: «Ничего страшного, причем здесь разговор? Давай я буду понимать что-нибудь другое?». В общем, я его уломал. Гости общались, произносили тосты — обычная вечеринка. Когда в конце вечера выяснилось, что я не говорю по-армянски, мужчина, сидевший рядом со мной, говорит мне по-русски: «Подожди, как это ты не говоришь по-армянски, если ты произносил тост на армянском языке?». Я говорю: «Это — иллюзия. Я молчал вообще».

Еще была интересная ситуация. Выступает Иван Петренко, очень симпатичный мальчик, перед украинской аудиторией: он красиво говорит, очень аутентичен. Обожаю людей, которые красиво говорят на любом языке. В процессе его выступления вдруг ловлю себя знаете на чем? Я понимаю каждое слово, которое он говорит. На каком языке он говорит? Выхожу из состояния постижения к пониманию. На украинском. Думаю: «Нет, давай опять вернусь в состояние постижения, чтобы понимать, о чем он говорит». Каждое слово понимаю, при этом я точно совершенно не сошел с ума. Мне кажется, здесь что-то есть такое, с чем еще надо разбираться. С точки зрения желания, состояния, в которое человек может себя ввести, в хорошем смысле этого слова. В некотором смысле, он режиссер самого себя, он и рояль, и настройщик этого рояля.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПУБЛИКАЦИИ ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ экзистенция

© ЛАБОРАТОРИЯ ПЕРЕГОВОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, 2020