Режиссер: Ричард Аттенборо
Маленький человек в набедренной повязке, идущий по пыльным дорогам Индии, вооруженный честностью и бамбуковым посохом, в одиночку победивший Британскую империю. Это удивительный лидер XX века Махатма Ганди.
Махатма Ганди предложил истории особый тип лидера — лидера духовного, романтичного и в чем-то фанатичного в своей вере и следовании своим принципам. Кстати, «махатма» — это не имя собственное, а это то, как его назвал народ, что означает «великая душа».
Он никогда не занимал каких-либо административных постов. Не был президентом или премьер-министром, не опирался на силу власти. Он обозначил власть личного влияния. Все, что у него было, — это он сам, его вера и идея ненасильственной борьбы. Отстаивание достоинства и независимости он понимал как служение и миссионерство. Во многом его формула годится и сегодня: бескорыстие, погружение в народную жизнь, беспристрастное наблюдение (созерцание) и риск.
Многие решения Ганди выдают в нем лидера нестандартного и мыслящего стратегически. В сложной ситуации он предлагает не бастовать, а предаться посту и молитве, что в итоге привело к тем же последствиям, что и массовая забастовка, но не могло считаться незаконным. Или его решение самим добывать соль из Индийского океана — это было явное покушение на монополию Великобритании. Но в данном случае речь не шла об экономическом противостоянии — достаточно оказалось вызова символического, чтобы добиться цели.
Очень нетривиальна позиция Ганди относительно способов воздействия на противников и сомневающихся. Он считал, что важно переделать мышление людей, а не убивать их за слабости, которые есть у каждого человека. Ганди полон парадоксов, которые не сразу понимаешь. Например, в фильме есть момент, когда он посоветовал разъяренному индусу, у которого мусульмане убили маленького сына, взять на воспитание такого же ребенка, который остался без родителей. И воспитать его как… мусульманина. Конечно, это не просто парадоксальное предложение, позволяющее решить проблему, но и переворот в сознании, задающий иной вектор отношений между враждующими группами.
Однако не все получается у таких лидеров. Они понимают, что надо верить в то, что правда и любовь всегда побеждают, при этом видят все многообразие жизненных проявлений, которые далеки от этой веры. Если обратиться к современности, создается впечатление, что Ганди — это лидер, времена которого прошли или еще не наступили. А может быть, это ошибочное впечатление? Хочется верить вслед за ним, что выход из безумия, в которое человечество попадает с удивительной регулярностью, состоит в изгнании дьявола из своего сердца. Но как же хочется понять очень простую истину Ганди: «Если хотите быть свободными, носите с достоинством набедренную повязку».
В 1869 году, когда Ганди родился, его страна еще была одним из самых крупных бриллиантов в оправе Британской короны. 30 января 1948 года, в день его убийства, Индия была уже свободной и независимой страной. Это стало возможно во многом благодаря ему, его странной жизни, его особым душевным усилиям и несгибаемости его романтической натуры.