Еще одним следствием нашей ограниченной рациональности являются когнитивные искажения — это быстрые и не всегда качественные установки, сформированные в условиях ограниченности информации. Наша биология не успела адаптироваться под ускоренную культурную эволюцию — сегодня вместо решения проблемы выживания мы вынуждены рассчитывать альтернативную стоимость и искать оптимальные решения. Шаблоны, которые в нас заложены, часто мешают в этом процессе.
В работах по теории переговоров часто рекомендуется максимально увеличивать количество альтернативных возможностей: чем больше у вас вариантов, тем в более выигрышной позиции вы находитесь. Вот только реальная жизнь преподносит сюрпризы: как показало исследование Майкла Шраера, старшего преподавателя Сингапурского университета управления, испытуемые, имевшие три альтернативы, показывали в среднем на 25% худший результат, чем те, у кого была всего одна альтернатива. Причем ситуация повторялась даже в том случае, если каждая из альтернативных возможностей ($75, $80 и $85) была больше той, что имелась у испытуемых с одной альтернативой ($75). Причина кроется в том, что множество альтернатив создавало слишком сильный «якорь» средней цены, которого не было у испытуемых с одной альтернативой. В результате испытуемые с одним альтернативным вариантом делали более смелые первые предложения цены и более решительно их отстаивали.
О чем нужно помнить, применяя концепции BATNA и ZOPA
Как рассказывал выдающийся сатирик Михаил Жванецкий в своих воспоминаниях о работе в порту, «если в артель портовых грузчиков попадал нежелательный человек, ему клали мешок на спину на один сантиметр ниже, и он его, подбрасывая, поправлял. К концу смены он падал от усталости». После чего грузчику объясняли его ключевую ошибку, как нельзя лучше иллюстрируя зависимость зоны торга от отношения к нам нашего контрагента в логике «свой-чужой»: «Прежде чем хватать мешок, наладь отношения».
1. Начните с налаживания отношений, создавая «партнерский» фрейм в рамках переговоров. Это фрейм должен быть на взаимном уважении, открытости, альтруизме и ориентации на долгосрочное сотрудничество. В долгосрочной перспективе это принесет вам не только моральное удовлетворение, но и материальную выгоду. Позитивные установки, отражающиеся в ваших действиях через известный в психологии эффект самореализующегося пророчества (self-fulfilling prophecy), способны породить схожие установки в голове вашего собеседника. Воплотившись во встречные действия, они превратят переговоры из поля битвы во встречу людей, которые стремятся построить долгосрочное и взаимовыгодное партнерское взаимодействие. И тогда может случиться чудо: то, что было неприемлемо для вашего контрагента с рациональной точки зрения в предыдущей парадигме, основанной на эгоцентризме и конкурентной логике, может стать его естественным и искренним желанием в новой системе взаимоотношений, основанных на доверии и взаимоподдержке.
2. Как показало исследование Питера Кима и Элисон Фрегейл 2005 года, концепция BATNA дает значимое преимущество только в ситуации, когда зона торга мала, и нам ничего не стоит переключиться на альтернативную возможность. Но если зона торга значимо растет, ключевым фактором увеличения переговорной силы становится ваш вклад в будущее сотрудничество. Поэтому формирование партнерского фрейма еще и отличный способ обойти когнитивные барьеры вашего собеседника, максимально эффективно донести до него информацию о реальных преимуществах сотрудничества с вами и, одновременно, за счет налаживания взаимной симпатии, воспользоваться гало-эффектом, когда мы склонны наделять понравившихся нам людей множеством положительных качеств, бессознательно создавая новые когнитивные фильтры, отсеивающие негативные факты и делающие особый акцент на позитивной информации.
3. Переговоры — это не математика, где мы можем опираться на точные данные и измерения. Они больше похожи на квантовую физику, где возможен практически любой вариант исхода, но каждый из них имеет свою вероятность реализации. С помощью эмпатии, а также умения формировать партнерские и открытые отношения, мы можем поднять шансы реализации нужного нам, пусть и изначально крайне маловероятного, варианта. Поэтому, оценивая зону торга, постарайтесь прежде всего понять, как превратить переговоры из двухмерной задачи на сложение и вычитание в многомерное пространство, в котором есть место не только деньгам, но и отношениям, эмоциям, общим ценностям и жизненным смыслам.